В соответствии с решением межведомственного совещания по вопросам патриотического воспитания населения Саратовской области, прошедшего 7 июля в министерстве внутренней политики и общественных отношений области, 29 июля на базе ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования» состоялся обучающий семинар для представителей ветеранских, военно-патриотических и молодежных общественных организаций области по проведению в общеобразовательных организациях «Уроков мужества» и «Уроков правды».
Модератором мероприятия выступило ГАУ ДПО «СОИРО» при поддержке ГБУ ДО «Региональный центр допризывной подготовки молодежи».
Также в мероприятии приняли участие представители Комитета по образованию МО «Город Саратов», ветеранских, военно-патриотических и молодежных общественных организаций области, руководители и специалисты муниципальных органов управлений образованием (онлайн).
Открывая мероприятие, заведующий кафедрой гуманитарного образования ГАУ ДПО «СОИРО» Петрович В.Г. обозначил цель и задачи семинара, сделал акцент на актуальности данной темы в современных условиях, важности объединения органов исполнительной власти, общеобразовательных организаций г. Саратова и области, общественных ветеранских организаций в вопросах патриотического, военно-патриотического воспитания обучающихся, повышения компетенций в области патриотического, военно-патриотического воспитания членов общественных ветеранских организаций, взаимодействующих или планирующих взаимодействовать со школами.
Директор ГБУ ДО «Региональный центр допризывной подготовки молодежи» Гаранин А.К. в своем выступлении сказал о значимости патриотического воспитания детей и молодежи в сегодняшней школе, о необходимости возобновления в условиях благоприятной эпидобстановки мероприятий патриотической направленности с непосредственным участием представителей ветеранских общественных организаций в очном формате. Патриотические уроки с участием ветеранов являются наиболее действенным средством обсуждения со школьниками представлений о мужестве, героизме, долге, чести, ответственности, нравственных поступках, гражданской позиции. Школам необходимо более активно вести диалог с ветеранскими общественными организациями, развивать взаимодействие, привлекать ветеранское сообщество в организацию и проведение различных школьных мероприятий.
Алексей Константинович предложил рассмотреть возможность организации в школах «Дня Ветерана» с периодичностью 2 раза в месяц; создать в каждой ветеранской общественной организации лекторские группы, которые будут непосредственно встречаться с молодежью; закрепить за каждой школой ветеранов-лекторов. В свете сегодняшней ситуации необходимо откровенно говорить и обсуждать со школьниками, в зависимости от их возраста, о том, что происходит сейчас — на фоне внешнеполитических угроз в адрес нашей страны, о развязанной информационной войне. Несмотря на доступность различных средств коммуникации, молодежь в силу своего юного возраста не разбирается в причинах специальной военной операции, проводимой нашим государством на территории соседней страны, не могут отличить правду от лжи, фейка, не понимают грани между патриотизмом и национализмом. Поэтому очень важны и востребованы знания, опыт людей с военным, боевым прошлым, которым могут поделиться ветераны армии и флота, участники локальных войн. И здесь огромное значение имеют два важных условия «Не навреди» и «Сила в правде».
Далее слово было предоставлено Мигуновой Е.А., старшему преподавателю кафедры воспитания и дополнительного образования ГАУ ДПО «СОИРО, которая рассказала о формировании у обучающихся гражданско-патриотических качеств личности, характеризующих ее способность к активному проявлению гражданской позиции. Вопрос воспитания особенно актуален в последнее десятилетие, причем акцент именно на патриотическое воспитание, формирование российской гражданской идентичности каждого ребенка. В стране вышел ряд документов по патриотическому воспитанию, эффективная реализация которых требует включения всех социальных институтов. Основная задача сегодняшней встречи – познакомиться и определить пути сотрудничества в данном направлении.
Екатерина Александровна озвучила ряд Всероссийских проектов, направленных на патриотическое воспитание детей и молодежи, в том числе федеральный проект «Навигаторы Детства», направленный на создание условий для успешной социализации школьников, при непосредственном участии советников директора образовательного учреждения по воспитанию, когда взрослый – друг и помощник детей, поддерживающий их инициативу. Помимо этого, необходимо активное участие муниципальных координаторов при планировании и проведении патриотических мероприятий со школьниками. Также докладчик рассказала о таких форматах, как «Разговор о важном», тематика которого разработана Минпросвещения России, и «Сто вопросов взрослому», когда дети заранее готовят интересующие их вопросы, на которые отвечают взрослые в рамках встреч и мероприятий. При проведении военно-патриотических мероприятий информация о войне должна быть простой, понятной, доступной, формирующей у молодежи дискурсивное мышление, понимание и осознание. Чтобы детям быть интересно, необходимо использовать разные форматы, в том числе, интерактивный. Далее было рассказано о программе «Орлята России» для детей младшего школьного возраста с участием наставников-взрослых, в роли которых могут выступить не только учителя, но представители ветеранских организаций; об организации при школах музеев, театров, спортивных клубов, детских общественных объединениях, центрах детских инициатив, направленных на развитие воспитательной среды.
Старший преподаватель кафедры воспитания и дополнительного образования ГАУ ДПО «СОИРО» Петрович В.Г. поделился со слушателями информацией об особенностях проведения «Уроков правды» в образовательных организациях области в 2022-2023 учебном году».
Свой доклад Владимир Глебович начал с определения понятия «патриотизм». Это не только любовь к Родине, как чувство привязанности. «Патриотизм это ежеминутное действие, направленное на защиту интересов своей страны в любой точке мира». ( О.Е. Бочаров).
В условиях жесткой информационной войны, направленной против России коллективным Западом, очень важен формат «Уроки правды», дающий возможность подрастающему поколению разобраться в огромном потоке информации, к проведению уроков необходимо приглашать ветеранов, участников специальной военной операции. При этом при проведении таких мероприятий должны быть использованы только факты, основанные на официальной оценке государства; направленность на правильное и корректное поведение школьников в социальных сетях, адекватную реакцию на провокационные действия, умение проявлять свое критическое мышление и др. «Уроки правды» — средство вооружить старшеклассников историческими фактами, помочь выработать собственную гражданскую позицию.
Лощилова Е.Н., методист отдела патриотического воспитания ГБУ ДО «Региональный центр допризывной подготовки молодежи поделилась с присутствующими методикой проведения Уроков мужества, посвященных памятным датам и дням воинской славы России, на примере конкретного мероприятия — встречи школьников с представителем СОО ВООВ «Боевое Братство», ветераном боевых действий в Афганистане, воином – интернационалистом, прапорщиком медицинской службы в отставке — Альковой И. Н. в преддверии Международного женского дня 8 марта.
Основным аспектом при подготовке к урокам мужества Елена Николаевна считает актуальность обозначенной темы, соблюдение возрастного ценза при подаче информации, ее доступность, информативность, обязательное соответствие историческим фактам с более подробным раскрытием тематики, ее новых неизвестных страниц.
Важным фактором при проведении урока является благоприятный психологический климат, дающий возможность обучающимся в процессе рефлексии стать активными участниками обсуждений, способствовать развитию интеллектуальных способностей, умению анализировать, сопоставлять, обобщать, сопереживать, делать собственные выводы. Каждое мероприятие требует обязательной предварительной подготовки организаторов и приглашенных с обсуждением доносимой информации.
Усков Евгений Иванович, председатель Саратовской областной организации Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, поделился со слушателями опытом работы ветеранской организации по систематизации информации о Героях Советского Союза, Социалистического Труда, кавалерах и полных кавалерах ордена Славы, о подготовке и предоставлении в образовательные организации методических пособий для использовании при проведении различных мероприятий. Очень важно использовать богатый жизненный, опыт военной службы и потенциал ветеранских организаций в данном направлении.
После выступлений докладчиков состоялось обсуждение ряда вопросов, касающихся дальнейшего взаимодействия в рамках патриотического, военно-патриотического воспитания детей и молодежи нашего региона.