Меню Закрыть

Парила «Чайка» над Землею,

Вселенной дали бороздя,

И уносила за собою частичку летнего дождя.

В лучах заката и рассвета,

Где космос манит и зовёт,

Летела дочь родной планеты,

К звезде загадочной вперёд…

(С. Бакаев)

«Совсем недавно Валентина Владимировна Терешкова, первая женщина-космонавт, отметила свое 85-летие.», — такими словами начался устный журнал «Первая в космосе» для шестиклассников МОУ «СОШ № 5» г. Саратова 10 марта 2022 года. В ходе мероприятия обучающиеся познакомились с биографией и увлечениями героини. Именно занятия в аэроклубе научили девушку быть сильной и мужественной, уметь владеть собой в любой экстремальной ситуации.

В начале 60-х гг. 20 века после легендарного полета в космос Юрия Гагарина сотни тысяч молодых людей мечтали повторить его подвиг. Валентина Владимировна Терешкова не была исключением. Она пишет письмо в Звездный городок с просьбой о зачислении в женский космический отряд, в который ее приняли после жесточайшего отбора в числе пяти претенденток. «Нагрузка у женской группы из пяти человек была больше, чем у мужчин», — вспоминала Терешкова, уточняя, что вообще система подготовки в те годы была избыточно жесткой. Но у всех «была одна сумасшедшая идея — во что бы то ни стало безукоризненно пройти подготовку и слетать». В день первого полёта в космос она сказала родным, что уезжает на соревнования парашютистов, потому что полет мог закончиться трагедией, о полёте они узнали из новостей по радио. 16 июня 1963 года Валентина Владимировна Терешкова совершила свой полёт на космическом корабле «Восток-6». Её позывной был «Чайка». Фраза, которую она произнесла перед стартом: «Эй! Небо, сними шляпу!» Этот полёт долгое время оставался окружённым слухами и легендами, которые породила закрытость информации. И только теперь вся информация о полёте стала доступной. Полёт планировался на одни сутки. Но во время полёта произошла внештатная ситуация: корабль начал отклоняться от заданного курса и с каждым витком всё более отдалялся от земной орбиты. Конструктор космического аппарата рассказал, что вместо команды «Спуск» корабль выполнял команду «Подъём». Сбой в системе Терешкова обнаружила сразу и попыталась исправить систему. Она связалась с Королёвым, который сообщил ей данные, которые она вручную установила на приборной доске. После этого корабль пошёл на снижение. После приземления Королёв просил сохранить в тайне ошибку в системе корабля.

После полета Валентина Терешкова стала живой легендой — ее портреты обошли всю прессу мира, ее принимали главы государств, ее именем нарекали детей в разных странах. Ей одной в мире довелось пилотировать корабль самостоятельно, все остальные женщины-космонавты, отправлялись в полет в составе экипажей. В 2000 году британская ассоциация «Ежегодная ассамблея женщин» присудила Валентине Терешковой почетный титул «Величайшая женщина XX столетия». Валентина Владимировна — почетный гражданин 18 российских и зарубежных городов. Ее именем назван кратер на Луне и малая планета. В Москве на Аллее героев космоса установлен бронзовый бюст первой женщины-космонавта. Именем Валентины Терешковой названа школа № 32 города Ярославля, в которой она училась. Музей Терешковой «Космос» находится в нескольких километрах от её родной деревни. Именно в этот виртуальный музей и отправились шестиклассники в ходе мероприятия. Подводя итоги, обучающиеся продемонстрировали прекрасные знания, ответив на вопросы онлайн-викторины «Чайка в космосе». Данное мероприятие способствует расширению кругозора в области космонавтики и воспитанию чувства патриотизма, гордости за своих соотечественников в освоении космоса.