Версия для слабовидящих
Меню Закрыть

   19 сентября отмечает полувековой юбилей легендарный Ми-24, — одна из самых узнаваемых винтокрылых машин в мире, ставшая знаковым достижением мирового вертолетостроения.
   Идеи о создании в СССР полноценного боевого вертолета, способного осуществлять огневую поддержку наземных войск, появились еще в 1950-е годы. На первую милевскую машину, поршневой Ми-1 ставились ПТУР «Малютка», затем появился транспортно-боевой вертолёт Ми-4АВ.
Вертолет создали быстро – спустя всего год после принятия решения. Помогло то, что в ОКБ уже были готовы чертежи, а в его конструкции применялись агрегаты, отработанные на уже летавших вертолетах Ми-8.
   Двигатели вертолета – самые уязвимые агрегаты – были защищены броней, броня же защищала кабину экипажа.
  В 1967 году было построено два макета машины, которая изначально носила обозначение В-24,она была оснащена перспективными газотурбинными двигателями ТВЗ-117 ОКБ Климова.
   На вертолете установили авиапушку ГШ-23, под грузовой дверью – пару ПТУР «Фаланга». Важной особенностью вертолета стало применение небольшого крыла, которое при горизонтальном полете давало прибавку до четверти подъемной силы.
   Другим передовым новшеством для советской школы вертолетостроения стали шасси, которые убирались внутрь фюзеляжа для уменьшения сопротивления воздуха. Ми-24 разрабатывался по концепции «летающая боевая машина пехоты» и получил грузовой отсек, в котором могли размещаться восемь десантников.
   Первый полет вертолет совершил 19 сентября 1969 года, поднял в воздух его испытатель Г.В. Алфёров, при этом присутствовал сам главный конструктор.
   Спустя несколько лет испытаний и доводки вертолет под обозначением Ми-24 был принят на вооружение под обозначением Ми-24.
Под руководством главкома ВВС Кутахова получили путевку в жизнь все модификации Ми-24. Вертолет получил широкую известность не только в СССР, но за рубежом, он принимал участие в большинстве вооруженных конфликтов второй половины XX века – Афганистан, война в Сьерра-Леоне, Чаде, Анголе, ирано-иракском конфликте, и других.
   Всего же Ми-24 применялся в 20 с лишним вооруженных конфликтах по всему миру – от Африки до Приднестровья. Он состоит или состоял на вооружении более чем семи десятков стран.
   Особую благодарность летчиков вертолет снискал за свою многократно подтвержденную живучесть. Бывали случаи, когда во время чеченского конфликта вертолеты возвращались на базу с 50 пробоинами в фюзеляже и до 20 – в несущем винте.
   А сколько солдатских жизней было сохранено, когда в безвыходной ситуации в горах им оставалось только ждать появления издалека знакомого гула турбин, который давал надежду на спасение — не сосчитать.
Ми-24 — один из самых быстрых вертолетов в мире.